Каким был минувший год для российских логистических компаний и чего ждать от 2025-го – с такими вопросами издание «РЖД-Партнёр» обратилось к практикам.
Мнение нашей компании представили соучредитель «СЛК» Дмитрий Аржаных и руководитель отдела логистики Алексей Захудалин.
«Мы видим, что многие компании прекратили свою работу, другие находятся на грани выживания. Безусловно, основной вызов, с которым пришлось столкнуться импортерам, – это вопрос оплаты за товар. В начале 2024 года Китай серьезно ограничил прием платежей, поэтому многие российские компании были вынуждены искать альтернативные маршруты оплаты денежных средств производителям в Китае», – говорит об итогах года соучредитель компании «Сервисная Логистическая Компания» («СЛК») Дмитрий Аржаных.
Руководитель отдела логистики компании «Сервисная Логистическая Компания» («СЛК») Алексей Захудалин замечает, что приоритетной среди их заказчиков в первой половине 2024 года оказалась авиадоставка грузов: «Основной проблемой 2024 года стала проблема с проведением финансовых операций, что, в свою очередь, вызвало отложенный спрос на перевозки. Пока участники ВЭД решали проблемы, связанные с платежами, грузы продолжали накапливаться. В дальнейшем для решения вопросов доставки основные критерии были следующими: качества, скорость и эффективность». Удовлетворить этот запрос, вероятно, могла только авиадоставка, подытожил А. Захудалин.
Что касается 2025 года, то А. Захудалин считает, что легче не будет. Краткосрочный же прогноз такой: в первом полугодии 2025 года сохранится тренд на услуги платежных агентов; наибольшим спросом в I квартале при доставке грузов в Китай будут пользоваться автогрузоперевозки – таков выбор на фоне серьезных задержек в перемещении товаров по прямому железнодорожному сообщению и по мультимодальному сервису в разрезе длительного ожидания постановки на железную дорогу с терминалов Дальнего Востока.
По мнению эксперта, сохранится тренд на новые логистические продукты. Пример здесь – сервисы «ТРАК + АВИА» или «АВИА ТIR», которые запустили ближе к концу года и которые оказались востребованными.
Если говорить о направлениях грузоперевозок, то лидерство в 2025 году, считает А. Захудалин, сохранят Китай, Индия, Ближний Восток.
Отдельным трендом, который укрепился в логистике, А. Захудалин назвал уход от так называемой сезонности – это понятие практически исчезло, прогнозировать спрос стало сложно. Ввиду этого от логистических компаний в этом году потребуются умения быстро адаптироваться к реальности.