Стоимость морских грузоперевозок выросла до рекордного уровня

Отрасль еще не оправилась после блокировки Суэцкого канала в марте, как столкнулась с закрытием
терминала в Китае из-за вспышки COVID-19. Цена отправки контейнера в Европу составила $11 тыс. — в 4,5 раза больше, чем в октябре.

Стоимость морских грузоперевозок из Азии в Европу выросла в несколько раз по сравнению с прошлым годом
из-за пандемии, сбоев в работе китайских портов и других факторов. Об этом сообщает Financial Times.
Стоимость отправки стандартного 40-футового контейнера из Азии в Северную Европу впервые превысила $11
тыс. Для сравнения: в середине мая цена составляла $8,5 тыс., а в октябре прошлого года — $2 тыс.
Рекордному росту цен на морские перевозки в последние недели поспособствовал сбой в работе крупного
южнокитайского порта Яньтянь. В конце мая власти почти на неделю закрыли терминал после выявления
коронавируса у нескольких портовых работников. К настоящему времени производительность терминала
восстановилась только на 70%. Закрытие порта вызвало перегрузку соседних терминалов в Китае.

Сбой создал дополнительную нагрузку на и без того испытывающую проблемы судоходную отрасль и
увеличил задержки в цепочках поставок по всему миру. По прогнозам FT, на восстановление морской
логистики потребуется от шести до девяти месяцев.

По словам исполнительного директора консалтинговой компании Vespucci Maritime Ларса Дженсена, сбой в
работе Яньтяня мог быть куда сильнее. «Китайские власти пытаются жестко пресекать малейшие вспышки
COVID-19. Для закрытия целых районов достаточно всего нескольких случаев заражения», — объяснил он. По
мнению эксперта, если коронавирус выявят в других крупных портах КНР, например в Шанхае, то последствия для мировых грузоперевозок могут быть еще более катастрофическими.

Как пишет FT, нестабильность на рынке морских перевозок наблюдается с конца прошлого года: из-за
пандемийных ограничений возник дефицит пустых контейнеров. Перекрытие Суэцкого канала почти на
неделю в конце марта только усугубило ситуацию. На повысившийся спрос на контейнеры также повлиял бум
онлайн-покупок на фоне восстановления стран после коронакризиса.

По данным крупнейшего контейнерного перевозчика Maersk, среднее время ожидания судов в терминале
составляет сейчас 16 дней. В попытке избежать проблем многие судоходные компании перенаправляют свои
суда в другие порты; некоторые, чтобы снизить задержки, вообще не заходят в южнокитайские порты.